Обязательная маркировка товаров легкой промышленности введена
с 1 января 2021 года.
Маркировке подлежат:
мужская, женская и детская одежда;
нижнее белье;
постельное белье;
перчатки, рукавицы;
головные уборы.
Полный перечень товаров легкой промышленности, подлежащих маркировке приведен в приложении.
До 1 февраля 2021 г. производилась маркировка товарных остатков,
не реализованных до 1 января 2021 г.
С 1 января 2022 года появилась обязанность передачи сведений
об обороте товаров посредством электронного документооборота (ЭДО).
С 1 апреля 2024 года - обязательная маркировка новых групп товаров для категории "Товары легкой промышленности".
С 1 апреля 2024 года - маркировка остатков новых групп товаров для категории "Товары легкой промышленности".
До 1 октября 2024 г. - завершение создания карточек товаров, заказ
и получение (печать) кодов маркировки на остатки товаров легкой промышленности второй волны. До 1 ноября 2024 г. необходимо ввести
в оборот товарные остатки.
С 15 сентября 2024 года - запрет реализации немаркированных остатков.
С 1 марта 2025 года - обязательная маркировка новых групп товаров для категории "Товары легкой промышленности".
С 1 марта 2025 года - маркировка остатков новых групп товаров для категории "Товары легкой промышленности"
До 1 ноября 2025 г. необходимо описать товарные остатки, заказать коды на товарные остатки и промаркировать их
До 1 декабря 2025 г. необходимо ввести в оборот товарные остатки.
Разрешительный режим в отношении товаров легкой промышленности действует с 1 ноября 2024 года.
Если код маркировки на товаре был испорчен или утерян, для тех типов участников, которые не являются производителями или импортерами товаров необходимо произвести перемаркировку.
Перемаркировка - это повторная маркировка товаров, в случае если
2D-код DataMatrix был утерян или испорчен. Перемаркировка остатков товаров легкой промышленности 2ой волны предоставляется как исключение и действует как временное решение для тех, кто не успел заказать или распечатать коды маркировки до 1 октября 2024 года.
Подробнее о перемаркировке - https://markirovka.ru/community/shoes-and-clothes/poshagovaya-instruktsiya-po-peremarkirovke-legkoy-promyshlennosti.
Для участников оборота товаров, подлежащих маркировке действует горячая линия службы технической поддержки. Специалисты Честного Знака помогут разобраться в проблеме - 8 800 222 1523.
Обязательная маркировка товаров направлена на выведение с рынка контрафактной продукции, повышая конкурентоспособность легального бизнеса.
Для работы с маркировкой компания Центр развития перспективных технологий создает новые удобные инструменты, которые не только оптимизируют процесс работы с маркированным товаром, но и позволяют сократить издержки. Новое мобильное приложение Честный ЗНАК.Бизнес - бесплатное решение, за счет которого малые, средние и даже крупные предприятия могут упростить работу с маркированными товарами.
Новая разработка оператора системы маркировки позволяет распознавать коды маркировки, дает возможность быстро принимать и отгружать товар, оптимизирует процесс ввода товара в оборот в магазине или на складе, а также позволяет сэкономить на покупке необходимого оборудования.
С 1 сентября 2023 года Федеральным законом от 04.08.2023 г.
№ 474-ФЗ Роспотребнадзор назначен контролирующим органом в розничном звене в части большинства товарных групп.
Приказом Роспотребнадзора от 02.09.2024 г. № 627 утверждены 13 новых индикаторов риска. Обновленный перечень индикаторов риска начал свое действие с 13 октября 2024 года. Теперь перечень насчитывает 47 индикаторов риска, в т.ч. 4 индикатора по товарам легкой промышленности:
1. Наличие в ГИС МТ в течение календарного месяца сведений о реализации в объекте товаров легкой промышленности товаров с указанием кодов маркировки товаров, ранее выведенных из оборота, в объеме более 50% среднего объема реализации товаров легкой промышленности за этот же календарный месяц в одном объекте в Российской Федерации.
2. Наличие в ГИС МТ в течение календарного месяца сведений о реализации в объекте товаров легкой промышленности товаров с указанием кодов маркировки, не содержащихся в ГИС МТ, в объеме более 75% среднего объема реализации товаров легкой промышленности в одном объекте за этот же календарный месяц в Российской Федерации.
3. Наличие на последний день календарного месяца сведений в ГИС МТ об остатках на объекте товаров легкой промышленности товаров со сроком оборота более 24 месяцев с даты ввода в оборот в объеме более 25% от общего объема товаров легкой промышленности, находящихся на хранении на данном объекте.
4. Наличие в ГИС МТ в течение календарного месяца сведений о реализации в объекте товаров легкой промышленности товаров, не введенных в оборот, в объеме более 50% среднего объема реализации товаров легкой промышленности за этот же календарный месяц в одном объекте в Российской Федерации.
Основаниями для проведения контрольных мероприятий являются поступление в Роспотребнадзор из ООО "Оператор-ЦРПТ" информации о соответствии объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонение объекта контроля от таких параметров.
Индикатор срабатывает по факту представления в систему маркировки данных о продаже товаров при отсутствии запроса на проверку продукции перед ее продажей либо о наличии запроса объектом данных на проверку из ГИС МТ и реализации такой продукции в нарушение требований, установленных Постановлением.
В ходе осмотров, проводимых в рамках контрольных (надзорных) мероприятий Роспотребнадзор истребует у хозяйствующего субъекта документы, содержащие в себе сведения об оформлении/обновлении программного обеспечения контрольно-кассовой техники, позволяющего осуществлять обмен сведениями и (или) электронными документами с информационной системой мониторинга в соответствии с форматами и протоколами информационного обмена, а также акт установки программного обеспечения контрольно-кассовой техники, позволяющего осуществлять обмен сведениями и (или) электронными документами с информационной системой мониторинга в соответствии с форматами и протоколами информационного обмена. Продавцом производится демонстрация работы "разрешительного режима".
В случае выявления должностными лицами Роспотребнадзора нарушений в ходе контрольного (надзорного) мероприятия (например, программное обеспечение на контрольно-кассовом оборудовании отсутствует, либо программное обеспечение на контрольно-кассовом оборудовании имеется, но продавец не произвел проверку кода маркировки перед реализацией, либо осуществил продажу товара при наличии запрета) возбуждается дело об административном правонарушении по ст.15.12.1 КоАП РФ (непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений, предусмотренных правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, если представление указанных сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Для должностных лиц и ИП предусмотрен штраф от 1000 до 10 000 руб.,
для организаций – от 50 000 до 100 000 руб. Следует обратить внимание,
что повторность выявления нарушений требований "разрешительного режима" является обстоятельством, отягчающим вину.
Роспотребнадзор в постоянном режиме производится мониторинг в ГИС МТ "Честный знак" выявления отклонений в категории "разрешительный режим". Система обеспечивает полную прозрачность проводимых продавцом операций с отклонениями (например, номер чека об оплате, дату, время, место проведения операции, а также, наименование реализуемого товара).
К нарушителям применялись профилактические меры в виде объявления предостережений с предложением по принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.