Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

A A A

В первом полугодии 2019 года Управлением Министерства юстиции по Волгоградской области было принято 3 решения об отказе в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

В отношении уставов муниципальных образований решений об отказе в государственной регистрации в первом полугодии 2019 года не принималось.

Основаниями для принятия решений об отказе в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее - МПА) послужило наличие противоречий действующему законодательству, в том числе в части нарушения процедуры их принятия.

  1. При регистрации МПА выявлены нарушения по несоблюдению процедуры принятия решения о внесении изменений в устав муниципального образования.

Согласно части 5 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

В связи с нарушением установленного действующим законодательством порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации по МПА городского поселения г. Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.

  1. При проведении правовой экспертизы решения Совета Жирновского городского поселения «О внесении изменений в Устав Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области» было выявлено противоречие нормам федерального законодательства, заключающееся в следующем.

Пунктом 1.8 Решения частью 10 статьи 21 Устава предусмотрено, что в случае, если избранный Советом Жирновского городского поселения глава Жирновского городского поселения, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения Совета Жирновского городского поселения об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, Совет Жирновского городского поселения не вправе принимать решение об избрании главы Жирновского городского поселения до вступления решения суда в законную силу.

05.12.2017 вступил в силу Федеральный закон от 05.12.2017 № 380-ФЗ «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации».

Указанным Федеральным законом были внесены изменения в часть 8.2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), где часть 8.2 изложена в следующей редакции:

«8.2. В случае, если глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования либо на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, обжалует данные правовой акт или решение в судебном порядке, представительный орган муниципального образования не вправе принимать решение об избрании главы муниципального образования, избираемого представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, до вступления решения суда в законную силу».

Таким образом, часть 10 статьи 21 Устава не соответствует части 8.2. статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ в части досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования на основании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования.

  1. При проведении антикоррупционной экспертизы решения Совета Жирновского городского поселения от 22.02.2019 № 48/241 «О внесении изменений в Устав Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района Волгоградской области» был выявлен коррупциогенный фактор.

В пункте 1.3 Решения, которым дополняется статья 32 Устава пунктом 3, определяющего право органов местного самоуправления дополнительно осуществлять официальное опубликование (обнародования) муниципальных правовых актов путем их размещения в сетевых изданиях, учрежденных органами местного самоуправления или иными органами публичной власти, или подведомственными им организациям, выявлен коррупциогенный фактор.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.

Нормативно-правовое регулирование в отношении источников распространения информации для неограниченного круга лиц осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1).

Согласно абзацу 16 статьи 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с указанным Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является (абзац 2 статьи 8 Закона РФ
от 27.12.1991 № 2124-1).

Таким образом, в части сетевого издания, помимо его наименования, во всех случаях в уставе муниципального образования следует также указывать доменное имя соответствующего сайта в сети «Интернет», регистрационный номер и дату регистрации средства массовой информации или в выписке из реестра зарегистрированных средств массовой информации.

Вместе с тем, содержание пункта 3 статьи 32 рассматриваемого Устава в части использования сетевых изданий для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, не отвечает требования определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы. Отсутствие четкого понятия «сетевого издания» вызывает неоднозначное толкование, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов от 26.02.2010 № 96 утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера является коррупциогенным фактором.

В целях обеспечения соответствия уставов муниципальных образований действующему законодательству сотрудниками Управления постоянно проводится следующая методическая работа:

- в Управлении организован и ведется приём глав и представителей муниципальных образований в определенные соответствующим графиком дни, в ходе которого даются разъяснения и рекомендации (в течение дня осуществляется приём 10-12 представителей муниципальных образований), проводится консультирование в режиме телефонных переговоров;

- специалист Управления дает разъяснения по вопросам применения федерального законодательства в связи с поступающими письменными  обращениями глав муниципальных образований;

- проводятся проверки проектов уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований;

- самостоятельно разрабатываются проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований и уставов муниципальных образований.

 

 

А.Ю. Чудина

Главный специалист–эксперт  отдела нормативных

правовых актов субъекта Российской Федерации, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований

Управления Минюста по Волгоградской области